Дипломный проект

Актуальность дипломной работы

Зачастую, когда перед студентами возникает вопрос об определении актуальности темы дипломной работы, они теряются и не знают, что делать, о чём писать. Термин «актуальность» обосновывает, почему дипломная работа создана именно на выбранную учащимся тему, а не на какую-то другую. Это не просто пункт, который необходимо затронуть во введении, это целый момент, когда вы должны задуматься о смысле вашей работы, и, желательно, чтобы он наступил в самом начале написания дипломной.

Представьте только, если в вопросе, на который упал ваш выбор, нет никакой актуальности, то исследование, которое вы будете проводить по теме диплома, будет бессмысленным. Да, и основной вопрос, который вам зададут члены аттестационной комиссии, как раз будет касаться актуальности. Вы можете ответить, что ваш научный руководитель и даже кафедра утвердили рассмотренную вами тему, значит, она актуальна, но это вовсе не так. Такой ответ не будет засчитан. Поэтому лучше всего заранее подумать над тем, почему в современных реалиях ваша тема актуальна.

Знайте, что определяют два вида актуальности тем дипломных работ.

К первому типу относится никогда ранее неизученная тема. Актуальность такой темы заключается в том, что ею никто никогда не занимался, или студент, который исследовал тему, впервые решил проблематику работы, хотя до него некоторые учёные и другие учащиеся пытались это сделать. Не стоит забывать указать в описываемом пункте, что вы провели доскональную работу, занимаясь анализом специальной литературы, после чего вам не удалось или всё-таки удалось найти необходимое решение. Тогда вам следует сказать: «Раньше такого не было, поэтому я решил начать заняться этим», аргументируя своё заявление чётко и ясно и грамотно.

Ко второму типу решили отнести применённые на практике уже существующие исследования. В такого типа исследованиях вам следует внести свои изменения и сделать довольно качественные доработки.

Чтобы написать про актуальность дипломной работы, начните издалека. Постарайтесь сразу отметить, что до вас тема не исследовалась, а если и рассматривалась, то учёным не удалось достаточно точно представить проблему. Перечислите причины, которые помешали другим, кроме вас, прийти к требуемому результату. Представьте практическую значимость работы: укажите, кому именно принесёт пользу проведённое вами исследование, в каких случаях и при каких обстоятельствах его результаты лучше всего применять, кем эти результаты могут быть использованы.

Не стоит забывать, что актуальность осуществлённого вами исследования в полном объёме должна отражать современность и важность его исполнения.

Что же делать, если проблема исследования всё же неактуальна? Во-первых, постарайтесь успокоиться, затем попробуйте выделить наиболее проблемные части в границах исследования. Определите круг вопросов, на которые ответы всё ещё не найдены или являются неоднозначными. С подобными вопросами можно столкнуться, изучив самые разнообразные литературные источники. В том случае, если на один и тот же вопрос учёные дают совершенно разные ответы, то есть расходятся во мнениях, то такой вопрос можно смело считать нерешённым. Договоритесь с научным руководителем: сходите к нему, решите с ним сузить тему так, чтобы обнаруженные вами дискуссионные вопросы можно было включить в неё.

Какие возникают типичные ошибки при выявлении актуальности работы? Во-первых, это однобокое или одностороннее обоснование темы. Иногда бывают случаи, когда учащийся заостряет своё внимание только на научной составляющей актуальности, не затрагивая все остальные. Так делать нельзя. Не стоит определять актуальность, не учитывая и обстановку в мире.

Во-вторых, это трактовка значимости исследования только благодаря недостаткам его практического применения. В конкретном случае, это может относиться к темам, которые связаны с новыми технологиями (инновациями), которых ещё нет на рынке из-за различных причин.

В-третьих, полное отсутствие актуальности. В таком случае можно предложить научному руководителю свою тему дипломной работы или следовать указаниям, предложенным выше, когда актуальность определить не удалось.

В-четвёртых, бесперспективность изучаемой темы. В подобных случаях проблематика темы уже раскрыта как со стороны теории, так и со стороны практики. Постарайтесь выбрать другую тему, более животрепещущую и дискуссионную.

В-пятых, размытость обоснования актуальности. Помните, что написание дипломной работы потребует от вас конкретики и чёткости, ясности в изложении собственных мыслей. Не нужно писать несколько страниц бессмысленного текста, чтобы только лишь подтвердить значимость и важность изучения вашей темы.