Дипломный проект

Методики дипломной работы

Известно, что введение содержит методологическую основу практически в каждой дипломной работе. Не стоит игнорировать данное положение, потому что выбор методов научных исследований контролирует их ход, оказывая большое влияние на итоговый результат. Безошибочный отбор эффективных способов изыскания решает выявленные задачи, позволяет полноценно раскрыть проблему, является фундаментальной основой достижения обозначенной цели.

Нужно знать, что под методами научных исследований понимают не только теоретические, но и практические способы обнаружения информации, сбора всех необходимых данных, приобретения достаточно стойких умений и навыков.

Методы научного исследования подразделяются на общие и частные. Общие методы считаются универсальными, подходящими ко всем отраслям знания. Частные – применяются только в конкретных областях науки.

Общенаучные методы применяются очень давно, ещё со времён Античности, относятся к фундаментальным методам, благодаря которым пользуются успехом как теоретические разработки, так и практические. В основном их используют для качественной обработки различных литературных источников и статистических сведений.

К универсальным методам исследования для дипломной работы можно отнести:

  1. Анализ, заключающийся в последовательном описании объекта исследования. Этот метод основывается на умозрительном разложении объекта на его небольшие составные части. Также с помощью анализа можно изучать базовые принципы предмета с помощью характеристики особенных частных положений. Под анализом ещё понимают детальное, тщательное, доскональное рассмотрение, глубокий разбор явлений и фактов.
  2. Синтез характеризует объект с помощью описания взаимосвязей его составных частей. Синтез обобщает и соединяет.
  3. В сравнении происходит сопоставление двух предметов, выявление у них общего или противоположного.
  4. Дедукция признана логически выделять частные положения из одной мысли. Благодаря ей, можно обнаружить частные следствия из общих проверенных фактов.
  5. Индукция же следует от частных положений к общим.
  6. Формализация передаёт суть объекта, представленного в знаковой модели, с помощью различных математических символов, схем и формул.
  7. Конкретизация позволяет рассматривать объект в объективных реалиях.
  8. Абстрагирование намерено отвлекает от каких-либо известных и не играющих большой роли сторон предмета для того, чтобы определить его основные свойства.
  9. Системный анализ оценивает объект как систему, учитывая факторы, которые влияют на её существование и действие.
  10. Моделирование заменяет явление аналогом, включающим основные признаки оригинала.
  11. Классификация распределяет предметы, объекты и явления по конкретным группам, беря за основу общие признаки или отдельно взятые показатели.
  12. Эксперимент позволяет учёным воспроизводить явление и наблюдать за ним в определённых условиях. В эксперименте огромную роль играет опыт. С его помощью можно проверить или опровергнуть определённые теоретические положения.

Вместе с универсальными методами исследования для написания дипломной работы студенты широко используют и частные научные методы исследования.

Например, в педагогике и психологии к таким методам относят глубокое и вдумчивое изучение продуктов творчества своих учеников, а также интервью, беседу, изучение групповой дифференциации, включённое наблюдение, тестирование, опрос, анкетирование, регистрацию, ранжирование, шкалирование и другие.