Дипломный проект

Задачи дипломной работы

Под задачами принято понимать цепочку последовательных действий, служащих достижению цели. Представить задачи в дипломной работе можно благодаря таким глаголам, как «проанализировать» что-либо, «выявить» какой-то аспект, «установить» взаимосвязь между какими-либо явлениями, «оценить» качество работы, «сравнить», «обосновать» вышесказанное, «описать» теоретические положения, «разработать» продукт или программу, «определить» свойства предмета и так далее.

Выявлению задач дипломной работы способствуют и отглагольные существительные, такие как «разработка» чего-либо, «сравнение», «описание» предмета и так далее. Но это считается возможным, если разрешено в методических рекомендациях к ВКР. Обычно в научных кругах принято пользоваться глаголами, а среднее число задач равняется четырём или пяти. Перечисляют их просто, помещая в обычный список в той последовательности, которая соответствует шагам ведения научного исследования.

Важно определить границы исследования, ставя цель и работая над постановкой задач дипломной работы. Ограничения могут быть связаны с периодом, в который рассматривается действие объекта исследования (например, только летом или осенью). Также ограничения могут быть связаны с географией исследования (например, рассматривается только российский рынок или границы одной определённой сферы, организации, учебного учреждения), материально-технической базой и стоимостью осуществления рекомендуемых мероприятий.

Если посмотреть на дипломную работу со стороны, то её основная часть и представляет собой описание задач, выполняемых студентом для достижения намеченной цели. Отсюда следует, что структура ВКР полностью подчиняется логике исследования, в котором наименования пунктов и подпунктов связаны напрямую с описаниями задач.

Первая задача, которая описывается в дипломной работе в первую очередь, тесно взаимосвязана с исследованием современного состояния проблемы (теоретическая часть).

Вторая задача направлена на планирование и организацию работы в области всего проекта (аналитическая часть). В ней даётся описание методов и различных технологий, проводится анализ обнаруженных за время изысканий материалов.

Третья задача решает на практике то, что было задумано в теории. (экспериментальная часть).

А в четвёртой задаче проходят оценку предлагаемые решения или рекомендации. Описанию такой задачи можно отвести отдельно взятый параграф, а не главу.

Итогом выполнения всех поставленных и решённых задач являются выводы. Выводы делаются как промежуточные (по отдельно взятым главам), так и общие – в заключении.

При постановке задач могут возникать серьёзные ошибки. Первой и самой серьёзной ошибкой считается то, что выявленный набор задач, даже хотя бы одна из них, отдельно взятая, не обеспечивает достижения обозначенной во введении цели. Второй – задачи дублируют цель дипломной работы. Третья ошибка заключается в том, что задачи часто путают с методами, а четвёртой – потеряна связь со структурой работы в целом.