Педагогическая практика 

Педагогическая практика Педагогическая практика - неотъемлемая часть практического обучения студентов. Читать продолжение...

Дневник по практике 

Дневник практики Дневник практики - незаменимый компонент отчёта по прохождению практики. Читать продолжение...

Педагогическая практика

Педагогическая практика магистра

Важным элементом учебной подготовки магистра считается педагогическая практика, способствующая его подготовке к ведению образовательной деятельности в высших образовательных учреждениях. Педагогическая практика выступает в качестве связующего звена между приобретёнными при обучении в вузе теоретическими знаниями и практической деятельностью, способствующей внедрению полученных знаний в учебно-педагогический процесс.

Педагогическая практика, являясь составной частью и незаменимым компонентом учебного процесса магистранта, призвана выполнять важнейшую функцию его общепрофессиональной подготовки в области преподавательской деятельности в университете. Её цель скрывается в приобретении практических навыков проведения учебных занятий, а задачи – в закреплении знаний, умений и навыков, приобретённых студентами в ходе изучения магистерских дисциплин. Проходя педагогическую практику, магистры успешно овладевают методиками подготовки и проведения занятий, их анализа, получают полноценное представление о современных образовательных стандартах и технологиях,  осваивают навыки самосовершенствования и самообразования.

На первой неделе педагогической практики магистрант самостоятельно разрабатывает план прохождения практики, а затем утверждает его у научного руководителя. Руководствуясь составленным индивидуальным планом, магистр изучает необходимую психолого-педагогическую литературу, знакомится с методиками подготовки и проведения образовательных мероприятий, с возможностями технических средств обучения. В результате магистр создаёт полезные конспекты, различные схемы, электронные презентации и наглядные пособия, которые в дальнейшем помогут ему на практике.

На второй и третьей неделях педагогической практики магистрант посещает занятия опытных преподавателей. Он внимательно наблюдает за проводимыми мероприятиями и анализирует их с позиции организации, тонкостей взаимодействия педагога и обучающихся,  форм проведения. Результаты наблюдений магистрант оформляет в письменном виде в той форме, которой отдаёт предпочтение.

На последнем этапе педагогической практики, который продолжается три или четыре недели, магистрант проводит занятия самостоятельно. Здесь он демонстрирует разработанные им материалы, а также электронные презентации занятий. После магистрант занимается самостоятельным анализом полученных результатов от занятия, которое он проводил, и оформляет его в письменном виде. Куратор практики оценивает самостоятельную работу магистра.  Помимо этого, практикант посещает и занятия других магистрантов, проходящих педагогическую практику, в качестве наблюдателя и оценивает их по специальной схеме, выданной руководителем.

В конце практики магистрант работает над развёрнутым отчётом по педагогической практике, в структуру которого входит титульный лист, содержание или перечень разделов, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы. В отчёт могут войти и приложения объёмом не более двадцати страниц, а также отчёт может быть иллюстрирован рисунками, схемами, графиками и таблицами.

Не стоит забывать, что отчёт по практике представляет собой основной документ практики, он отражает выполненную магистром работу, приобретённые педагогические и организационные навыки и умения. Материалы, которые содержатся в отчёте, магистр может использовать в дальнейшем.

Работа над материалами по формированию отчёта осуществляется в период реализации индивидуального плана практики. Общей характеристикой содержания проделанной работы, представленной в краткой форме, является введение. Введение содержит цель практики, место, сроки её выполнения, последовательность, общая характеристика проведённых работ.

Основная часть отчёта включает материалы, создание которых предусмотрено в индивидуальном плане: грамотное описание организации рабочего процесса, выполненной работы, практических задач, решённых магистрантом в ходе прохождения педагогической практики, а также представлен анализ самых сложных событий, произошедших со студентом, указаны затруднения, которые возникли на практике, изложены спорные вопросы, возникшие в определённых случаях, и их возможные решения. В отчёте могут быть представлены отзывы других студентов и преподавателей о занятиях, которые провёл магистрант, и разработанных им дидактических материалах.

Магистрант обязательно должен предоставить планы и конспекты лекций, проведённых им в ходе практики, а также разработанные планы семинарских занятий, описание педагогических технологий, применённых в ходе подготовки материалов.

Магистрант должен предоставить собственный фонд оценочных средств, с помощью которых осуществлялась оценка работы студентов на семинарских занятиях. Это могут быть тесты, рефераты, контрольные работы, а также доклады и различные таблицы. Практиканту следует указать и способы оценивания учащихся (например, балльно-рейтинговая система оценивания).

В заключении должно быть краткое описание навыков, приобретённых во время прохождения практики, а также предложения и рекомендации по усовершенствованию учебно-образовательного процесса вуза. В заключении магистрант предоставляет целесообразную характеристику особенностей и социальной значимости созданных им учебно-методических материалов.

К отчёту следует приложить предписание на педагогическую практику, содержащую отзыв куратора практики, индивидуальный план педагогической практики, дневник её прохождения, планы семинарских занятий и тексты лекций, а также фонд оценочных средств, список студентов, которые посещали занятия, и критерии их оценивания.