Педагогическая практика 

Педагогическая практика Педагогическая практика - неотъемлемая часть практического обучения студентов. Читать продолжение...

Дневник по практике 

Дневник практики Дневник практики - незаменимый компонент отчёта по прохождению практики. Читать продолжение...

Педагогическая практика

Производственная педагогическая практика

Во время производственной педагогической практики студенты готовятся к полноценной самостоятельной педагогической деятельности, что является возможным, благодаря решению таких практических задач, как воспитание их творческого отношения к выполнению профессиональных функций учителя, формирование устойчивого умения реализовывать педагогическую деятельность и развитие основных качеств личности будущего педагога во время прохождения производственной практики. Вместе с этим практиканты изучают структуру организации образовательного учреждения, знакомятся с его материально-технической и методической базой, исследуют содержание и систему планирования учебной деятельности учителя-предметника.

В самом начале практики на ознакомление с основной документацией образовательной организации практикантам отводится один или три дня. В течение всего периода практики студенты готовят и проводят занятия по предмету в соответствии с программами образовательного учреждения и самостоятельно выполняют задания из цикла психолого-педагогических дисциплин. Каждую неделю они занимаются самоанализом своей педагогической деятельности, готовятся к проведению и анализу внеклассных мероприятий, которые им необходимо провести на практике. Итогом производственной педагогической практики считается оформление отчёта по ней и его защита.

После знакомства с документацией места прохождения практики практикантам необходимо подготовить и провести занятия по предмету их педагогической деятельности. Для этого следует разработать тематический план, составить план-конспект уроков, подготовить учебно-методические материалы для их проведения, создать опорную схему урока, продумать индивидуальный подход к содержанию урока и подготовиться к проведению внеклассных мероприятий.

Обычно план-конспект урока выносится в приложения отчёта по практике, за ним размещается и психолого-педагогический анализ урока, и план-конспект внеклассного мероприятия, и его психолого-педагогический анализ. В приложения отчёта по производственной педагогической практике также входит психолого-педагогическая характеристика класса и самоанализ студента, прошедшего практику.

Руководитель практики, который курирует студентов во время её прохождения, обладает целым рядом обязанностей, которые должен соблюдать. Так, перед практикой он должен согласовать место прохождения производственной педагогической практики с руководством кафедры и обязательно распределить всех студентов по конкретным образовательным учреждениям. В обязанности куратора входит и составление договора о прохождении практики студентами вуза с образовательными учреждениями. Он согласовывает время проведения практики и прикрепляет практикантов к педагогам, руководителям практики от организации. Перед началом практики куратор проводит установочную конференцию, на которой студенты проходят инструктаж по технике безопасности, знакомятся с программой будущей практической деятельности, узнают о содержании и проведении, а также требованиях педагогической практики, форме отчётных документов. Во время прохождения практики студентами руководитель практики контролирует дисциплину и посещаемость учащихся, консультирует их по организационным вопросам, контролирует своевременное ведение студентами отчётной документации. В обязанность куратора практики входит и проведение отчётной конференции по итогам практики, на которой проходит аттестация студентов.

На аттестации по результатам производственной педагогической практики присутствует не только руководитель практики, но и факультетские руководители. Они проводят её в форме собеседования или защиты отчётов, опираясь на предоставленную студентами отчётную документацию. Оценка за защиту выставляется руководителем факультета. При этом он не обходит стороной итог собеседования, отметку руководителя группы и оценку учителя по основной специальности, у которого студент проходил практику.

Зачастую после производственной педагогической практики и защиты отчётов куратором практики проводится итоговая конференция, на которой присутствуют студенты, проходившие практику, и их руководители от места проведения практики. Здесь обсуждаются вопросы, тесно связанные с трудностями практики, их причинами, последствиями и средствами устранения. На этой конференции выносятся на обсуждение и позитивные моменты прошедшей практики, которые не прошли незамеченными и оставили хорошие впечатления у практикантов и их наставников. Студенты вправе внести свои предложения и дополнения по усовершенствованию и модернизации организации практики.